ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА КАРАЧАЯ (XIX- НАЧАЛО XX ВЕКОВ)

скачать

 

Пароль для архива: 453c8MwX2TvNovH

 

Салпагарова Су сурат Ильясовна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА КАРАЧАЯ (XIX- НАЧАЛО XX ВЕКОВ)

- экономическая, социальная и политическая география

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата географических наук

Научный руководитель: кандидат географических наук, профессор Шальнев В. А.

Ставрополь - 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................. 3

ГЛАВА I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

1.1. Теоретико-методологические основы изучения
этнокультурного ландшафта........................................................................ 9

1.2. Структура и факторы формирования этнокультурного ландшафта горных территорий 155

ГЛАВА II. ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРАЧАЕВСКОЙ ОБЩНОСТИ

2.1. История формирования населения Карачая............................ 20

2.2. Эволюция расселения и исторические районы Карачая....... 277

ГЛАВА III. ФАКТОРЫ ГЕОКУЛЬТУРНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

КАРАЧАЯ

3.1. Природные факторы................................................................... 53

3.2. Социальные факторы.................................................................. 72

ГЛАВА IV. КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ КАРАЧАЯ

4.1. Этнокультурный ландшафтный район Большой Карачай........ 89

4.2. Тебердинский этнокультурный ландшафтный район............... 99

4.3. Зеленчукский этнокультурный ландшафтный район.............. 105

4.4. Этнокультурный ландшафтный район Малый Карачай.......... 111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 120

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................ 124

ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................... 135

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Карачаево-Черкесская республика -уникальный поликультурный регион Северного Кавказа, сформировав­шийся в результате исторически длительного взаимодействия этнокуль­турных сообществ традиционного типа с вмещающей природной средой.

Карачаевцы населяют главным образом южную и восточную часть республики. Здесь сохранилась первичная природная среда, послужив­шая основой формирования традиционных форм самобытной карачаев­ской культуры. Вхождение Карачая в сферу влияния Российской и об­щемировой культур привело к видоизменению традиционной культуры, ее насыщению инновационными элементами.

Изучение пространственных особенностей формирования и эволю­ции традиционной карачаевской культуры весьма актуальная, практиче­ски не изученная проблема. Проведение культурно-географического ис­следования Карачая возможно на основе культурно-ландшафтной кон­цепции. В соответствии с ней формирование культурных ландшафтов Карачая можно представить как процесс обустройства карачаевцами "своего" пространства исходя из собственных традиций и окружающей их социокультурной и природной среды. Более того данные ландшафты можно отнести к категории этнокультурных, так как субстратной осно­вой его формирования является достаточно выделенный карачаевский этнос воспроизводящий и в настоящее время многие элементы традици­онной культуры.

Изучение особенностей формирования этнокультурного ландшафта Карачая в XIX в. по 30-е годы XX в. представляет особый интерес, так как позволяет:

- выявить механизмы формирования традиционной структуры гео­культурного пространства Карачая, которые происходили до середины Х1Х века;

- определить пространственные характеристики происходивших в конце XIX начале ХХ вв. социокультурных изменений, более аргумен­тировано оценить последствия этих изменений;

- оценить возможности прогрессивного, гармоничного развития со­временной этнической культуры Карачая и сохранения этнокультурного ландшафта в целом.

Такие исследования позволяют реализовать исторический принцип в изучении современного геокультурного пространства, способствуют определению реликтовых культурных элементов региона, являющихся основой для выявления и сохранения территорий культурного и природ­ного наследия, более того, они могут стать научной базой для возрожде­ния элементов живой традиционной культуры, что в конечном итоге по­зволяет сохранить уникальные этнокультурные ландшафты.

Только в условиях разнообразия культур возможно сохранение культурного и природного генофонда регионов. В условиях гармонично­го сосуществования традиционных и инновационных сфер человеческой деятельности появляются реальные предпосылки для нормального функционирования общества, рационального природопользования, ус­тойчивого развития регионов.

Цель работы: выявление особенностей формирования структуры этнокультурного ландшафта Карачая с XK века по 30-е гг. ХХвека.

Задачи исследования:

- выявление факторов формирования этнокультурного ландшафта Карачая в конце XK - начале XX вв;

- выявление процесса образования этнокультурных ландшафтов, а также изменений, происходивших с XIX в. по 30-е гг ХХ в.;

- разработка культурно-ландшафтного районирования; Объект исследования: геокультурное пространство Карачая. Предмет исследования: процессы и результаты культурно-ландшафтной дифференциации Карачая конца XK - начала ХХ вв.

Основным познавательным средством исследования является ланд­шафтное моделирование, посредством которого конструируются ланд­шафтные образы ретроспективного геокультурного пространства Кара-чая.

Теоретико-методологическую основу и методику исследования

составляют: концепция геопространства (В.С. Преображенский, Э.Б. Алаев, У.И. Мересте, С.Я. Ныммик); ландшафтный подход (В.С. Преоб­раженский, А.Г. Исаченко); культурологические и этнографические концепции (Э.С. Маркарян, Ю.В. Бромлей), представления о геокуль­турном пространстве (А.Г. Дружинин); культурно-ландшафтный подход и концепция культурного ландшафта (Ю.А. Веденин, Р.Ф. Туровский, Б.Б. Родоман, В.Л. Каганский), разработки в области этнокультурного ландшафтоведения (В.Н. Калуцков, А.А. Иванова, А.В. Лысенко).

Методика исследования основана на культурно-ландшафтном, эко­логическом и историко-географическом подходах, на общенаучных ме­тодах - описательном, сравнительном, историческом, статистическом, многофакторного анализа, моделирования, а также на географических -картографического и районирования.

Информационную базу составляют: этнографические исследова­ния хозяйства и культуры Карачая (А. А. Атаманских, Э.М. Кулчаев, Х.О. Лайпанов, И.М. Мизиев, В.П. Невская, В.М. Согоев, С.А. Хапаев);

статистические сведения, фондовые и архивные материалы, историче­ские карты, а также результаты собственного исследования традицион­ной культуры Карачая.

Научная новизна работы:

- на основе историко-географического анализа физико-географических и этносоциальных процессов проведена реконструкция культурно-ландшафтной структуры XK - начала XX веков на террито­рии Карачая;

- выявлена эволюция и динамика этнокультурных ландшафтов Ка-рачая;

- описана традиционная этноэкологическая топонимическая систе­ма культурных ландшафтов Карачая;

- составлены тематические карты, характеризующие социокультур­ные и природные процессы, происходившие на территории Карачая;

- проведено культурно-ландшафтное районирование. Практическая значимость: использование результатов исследова­ния возможно:

- для выявления и восстановления объектов и территорий наследия, элементов живой традиционной культуры Карачая;

- как составную часть спецкурсов по культурной географии;

- при разработке социально-экономических и социо-культурных программ развития Карачаево-Черкесской республики;

- как методической основы для дальнейших культурно-ландшафтных исследований.

На защиту выносятся следующие основные положения диссерта­ции:

1. Особенностями формирования геокультурного пространства в го­рах являются: устойчивость традиционных форм культуры, что связано с закрытостью и высокой степенью изолированности горного пространст­ва; ограниченность и специфичность природно-ресурсного потенциала; а также преобладание вертикальных морфологических структур.

2. Природно-ландшафтная структура региона в совокупности с осо­бенностями традиционных элементов культуры определили организацию пространственной структуры горного этнокультурного ландшафта, его центрированность.

3. Исторические факторы обуславливают формирование на террито­рии Карачая 4-х районов, отражающих динамику культурно-ландшафтной структуры региона в изучаемый период.

4. Социо-культурные факторы (экономические, демографические и политические) способствовали формированию многослойной структуры этнокультурных ландшафтов с выделением традиционных и новацион-ных пластов культуры.

5. По совокупности природных, исторических, экономических, де­мографических и политических особенностей пространственной диффе­ренциации разработана система таксономических единиц и проведено культурно-ландшафтное районирование.

Апробация работы и публикации. Основные положения работы докладывались на международных, всероссийских и краевых конферен­циях: «Научная сессия преподавателей и аспирантов» (Карачаевск, 1998); «Научная конференция молодых ученых» (Нальчик, 1999); «Все­российская научная телеконференция «Биогеография на рубеже XXI ве­ка» (Ставрополь, 2001); «Устойчивое развитие горных территорий: про­блемы регионального сотрудничества и региональной политики горных районов». Тезисы докладов IX международной конференции (Владикав­каз, 2001); круглый стол «Российская цивилизация на Северном Кавка­зе» (Ставрополь, 2001); «Университетская наука - региону» (Ставро­поль, 2000, 2001, 2002); а также на заседаниях научно-методических се­минаров кафедры физической географии Карачаево-Черкесского госу­дарственного педагогического университета, Ставропольского государ­ственного университета, Карачаево-Черкесского краеведческого музея.

Материалы диссертации использовались в подготовке учебника для общеобразовательной школы «География Карачаево-Черкесской Респуб­лики» (2000) и в учебном процессе при чтении курса «Системы приро­допользования».

Структура работы определена методикой исследования и соответ­ствует задачам, посредством которых реализуется цель исследования. Работа включает четыре главы, заключение, приложение.

В ней 134 страницы текста, 9 рисунков, список литературы вклю­чает 120 наименований.

ГЛАВА I

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

1.1. Теоретико-методологические основы изучения этнокультурного ландшафта

В условиях углубляющегося экологического кризиса и обострения социально-экономических, политических и этнических проблем отме­чается возросший интерес общества к базисной региональной культуре. Приходит понимание, что только в условиях разнообразия культур, в единении традиционных и новационных сфер человеческой деятельно­сти появляются реальные предпосылки для нормального функциониро­вания общества и рационального природопользования. Переосмысление роли культуры в жизни общества - содержательное ядро социокультур­ного подхода, отражающего наметившуюся смену самой парадигмы со­циокультурного развития: от техноцентризма к культуроцентризму. Рас­смотрение существующих в современном российском обществе про­блем через призму культурологических представлений позволяет вы­явить корни деструктивных социальных процессов, а также определять тенденции их развития.

Современная культура исторична. Передаваемый из поколения в по­коление опыт поведения индивидов закрепляется в традициях. Учет это­го свойства культуры исключительно важен для выделения инвариант­ных устойчивых черт в способах деятельности субъектов современной культуры, обеспечивающих избирательное внедрение и трансформацию возникающих инноваций. Именно поэтому нормальное воспроизводство традиционной культуры - важнейшее условие устойчивого, прогрессив­ного развития общества. Неслучайно в современном обществе сущест­венно возрос интерес к базисной региональной культуре, сохранение и возрождение которой становится одним из важнейших факторов опти­мизации взаимоотношений всех сфер общественной жизни.

Особый интерес для географических исследований культуры пред­ставляют разработки этнографов и культурологов по проблеме локаль­ных (региональных) культур [20, 21, 53]. Региональный подход в изуче­нии культуры позволяет объяснить причины ее разнообразия. Взаимо­действие общества с локальными условиями среды, с одной стороны, накладывающимся на культуру, а с другой, осваиваемых ею, ведет к об­разованию конкретных исторических типов культуры, которые в литера­туре еще называют локальными типами.

При этом особое внимание уделяется изучению этнических общно­стей - устойчивых объединений людей, включенных в систему социаль­ных отношений, имеющих специфические способы и средства их осу­ществления. Этнические особенности признаются наиболее фундамен­тальными с точки зрения культуры. В трудах отечественных этнографов подчеркивается важность изучения этноса как базисной социокультур­ной системы, отражающей культурные характеристики общества.

Важным свойством культуры является её региональность, связанная с пространственно-временной локализацией социокультурных процес­сов. Из их числа наиболее интересны для исследования этнические и су­бэтнические общности. На тесные связи этносов с природными ланд­шафтами указывал Л.Н. Гумилев, определявший этнос как "... явление географическое, всегда связанное с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос" [29]. При этом разнообразие этносов увязывается с разнообразием природных ландшафтов Земли.

Аккумулируя в себе перечисленные свойства (экологичность, исто­ричность, региональность), локальные этнические культуры могут опре­деляться как исторически устойчивые, тесно связанные с "кормящим" ландшафтом пространственно выделенные объединения людей, воспро­изводящие в комплексе глубинные локальные особенности культуры.

Одним из наиболее продуктивных направлений географических ис­следований культуры становится ландшафтоведение. Исторически за­родившись как отрасль комплексной физической географии, объектами которой выступают сложные природные, а затем природно-антропогенные системы - ландшафты, ландшафтоведение все более превращается в общее географическое направление [45]. Ещё полвека назад Л.С. Берг трактовал понятие "ландшафт" в общегеографическом ракурсе. "Под именем географического ландшафта - писал он - следует понимать область, в которой характер рельефа, климата, растительного покрова, животного мира, населения и, наконец, культура человека сливается в единое гармоническое целое, типически повторяю­щееся на протяжении известной (ландшафтной) зоны Земли [12, с. 43]". Современные теоретические модели и представления, направленные на выявление закономерностей формирования, строения, структуры функ­ционирования, динамики и эволюции, территориальной дифференциа­ции и интеграции ландшафтов, должны широко использоваться не толь­ко в естественнонаучных, но и в общегеографических региональных ис­следованиях.

Концепция культурного ландшафта базируется на гуманитарно-экологической ориентации и ландшафтном подходе. Первая создается с учетом ее разнообразных связей с природной и этнической средой, вто­рой предусматривает при ее описании и изучении "выделение простран­ственных координат". Автором понятия "культурный ландшафт" явля­ется американский географ Карл Зауэр.

В зарубежной литературе его идеи развивали О. Шлютер, К. Солтер, Т. Джордан, Л. Раунтри и др. Культурный ландшафт понимается ими как искусственный ландшафт, созданный людьми в процессе заселения территории. В советской и российской школах предпочтение отдавалось изучению природных ландшафтов, а культурный ландшафт понимался как его аналог, измененный человеком [1, 90]. Наиболее серьезные ра­боты по культурному ландшафту публикуются в 90-е годы (Ю.А. Веде­нин, В.Л. Каганский, В.Н. Калуцков, Р.Ф. Туровский, Л.А. Иванова и др.). Ю.А. Веденин выделяет в культурном ландшафте два слоя - куль­турный и природный. При этом культурный слой включает пласты мате­риальной культуры, создающей внешний облик ландшафта, и духовной культуры [20]. Духовный компонент составляет невидимое содержание культурного ландшафта. Она не выражена непосредственно на местно­сти, но присутствует в сознании людей. "Культурный слой в период своего накопления становится все более значимым в ландшафте и со временем превращается в доминирующий фактор его дальнейшего раз­вития" [18].

Опираясь на культурологическую методологию, теория ландшафта приобретает новое, более широкое применение в рамках разработанной Ю. А. Ведениным общей концепции культурного ландшафта. Она акку­мулирует в себе лучшие традиции отечественного ландшафтоведения, приобретая лидирующую роль в изучении связей общества и природы. В этой концепции культурный ландшафт интерпретируется как "... це­лостная и территориально локализованная совокупность вещества, энер-