Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности)

Пароль для архива: 9AhV8ZG7O5zOoyt
Юркина Лера Валерьевна
Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности)
Специальность 13.00.01. - общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Крившенко Л.П.
3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 14
1.1 ГЕНЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ 14
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ 49
1.3 СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 84
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 88
2.1 ДИАГНОСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ 88
2.2 ЛОГИКО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 99
2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 109
2.4 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПОЗИТИВНОЙ
КОММУНИКАЦИИ 136
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
БИБЛИОГРАФИЯ 167
ПРИЛОЖЕНИЯ 177
Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее острых и важных про¬блем современности, к которой ученые многих отраслей науки проявляют ин¬терес, является проблема общения. Социально-экономические преобразования в России привели к смене представлений о ценности человека в обществе, а они, в свою очередь, потребовали смены образовательной парадигмы. Приори¬тетным направлением образования сегодня стало формирование духовно¬нравственного потенциала общества, которое определило и повышенный инте¬рес к культуре общения.
Формирование культуры общения является одним из сегментов нравст-венного воспитания. Сформированная нравственная культура, истинная духов-ность, проявляется, во многом, именно в культуре общения, и в то же время культура общения не станет естественным продолжением личности, если она не основана на этических ценностях, положенных в основу мировоззрения че¬ловека.
Культура общения представляет собой единство личностно-важных ми-ровоззренческих установок, ставших ценностными убеждениями человека и поведения, согласованного с требованиями как морали, так и этикета. Таким образом, формирование культуры общения понимается как часть процесса нравственного воспитания, где преимущественное внимание уделяется форми-рованию навыков поведения и общения, но немаловажным является и этиче¬ское их наполнение.
Культура общения - неизменный атрибут, сопровождавший образован¬ных и интеллигентных людей в течение многих веков. Конструктивное обще¬ние, обмен мнениями - необходимые составляющие профессионала. Именно поэтому так важна роль культуры общения в среде представителей молодого поколения, настроенных на получение высшего образования. Особенно акту¬альным направленное формирование культуры общения является в непедагоги¬ческих вузах, так как в них недостаточно, на наш взгляд, использованы воз¬можности учебно-воспитательного процесса. Отсутствуют единые требования к организации воспитательной работы в непедагогическом вузе. Основная часть воспитательного процесса обеспечивается гуманитарной составляющей образования, другая - внеаудиторной формой воздействия на студента. Ни тот, ни другой подход не является исчерпывающим. Положительное влияние гума-нитарного знания в формировании духовности и мировоззренческих основ личности бесспорно, но для реализации полученного потенциала необходимо направленное формирование внешнего оформления поведения и общения.
Проблема формирования культуры общения, в широком ее понимании, обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов, так как усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистиче¬ских, этических ценностей и реализация их непосредственно в общении спо¬собствуют не только личностному и духовному развитию молодого человека, но и социального, профессионального потенциала специалиста.
В современной, далекой от социальной и экономической стабильности, ситуации, важной является способность грамотно общаться, находить точки соприкосновения и приходить к определенным соглашениям, что во многом определяет не только адаптационные процессы, но и процессы профессиональ-ной реализации. В последнее десятилетие многие ученые активно разрабаты¬вали проблемы культуры общения и ее формирования, предлагая практические рекомендации. Различные аспекты проблемы общения исследовали Алферова С.А., Бодалев А.А., Давыдова О.А., Иванова В.И., Кон И.С, Крылова Н.Б., Ку¬зин Ф.А., Леонтьев А.А., Свенцицкий А.Л., Творогова Н.Д., Шевченко Л.Л., Шепель В.М. и др.
Тем не менее, следует отметить недостаточную теоретическую разрабо-танность проблемы формирования культуры общения: во-первых, с учетом специфики технического вуза, в котором гуманитарная составляющая образо-вания невелика, а в последнее время, в связи со вступлением в Болонский про-цесс, и вообще подвергается сомнению сама ее необходимость; во-вторых, с учетом специфики гуманитарного, но непедагогического вуза, в котором, в от-личие от педагогического, направленным формированием культуры общения не всегда занимаются специально.
недостаточно отражено в литературе влияние мотивации на формирова¬ние культуры общения. Отсутствует также и конкретизированная на уровне структурных составляющих модель формирования культуры общения, а также отражение ее связи с профессиональной культурой специалиста непедагогиче-ского профиля.
Представляется немаловажным проследить влияние социальных перемен, пережитых Россией на рубеже веков, на тенденции изменений общественного мнения по проблематике формирования культуры общения.
На основании анализа научной литературы и педагогической прак-тики были выявлены следующие противоречия между:
• теоретической обоснованностью необходимости формирования культу¬ры общения и отсутствием дисциплин данного профиля в государствен¬ном образовательном стандарте;
• сложностями в адаптации большинства студентов к вхождению в ву-зовскую, а затем профессиональную культурную среду и отсутствием на-правленного формирования таковой в непедагогических вузах;
• единством образовательного и воспитательного процесса и недостаточ-ными практическими возможностями реализации воспитательного по-тенциала обучения, особенно в вузах непедагогического профиля;
• значительными потенциальными возможностями непедагогических ву¬зов в приобщении студентов к культурным ценностям и недостаточным уровнем реализации этих возможностей;
• значительным воспитательным потенциалом гуманитарных дисциплин и сложившейся системой отношения к ним как к второстепенным в вузах непедагогического профиля.
В процессе поиска путей разрешения этих противоречий определена про-блема исследования: выяснение совокупности педагогических условий, кото¬рые достаточны и необходимы для научно-методического и практического обеспечения формирования культуры общения студентов гуманитарных и тех-нологических специальностей непедагогических вузов.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования культуры общения студентов непедаго-гических вузов.
Объект исследования: процесс формирования культуры общения студентов непедагогических вузов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения студентов непедагогических вузов.
Гипотеза исследования: формирование культуры общения студентов непеда-гогических вузов обеспечивается, если:
• этот процесс имеет направленный характер и учитывает особенности со-временной социально- экономической ситуации;
• структура и содержание подготовки студентов к позитивному общению являются неотъемлемой частью гуманитарной подготовки;
• студенты осознают смысл и ценность культуры общения в жизни и про-фессиональной деятельности;
• в основе процесса находится логико-содержательная модель формирова¬ния культуры общения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой сформу-лированы задачи исследования:
• проанализировать генезис представлений о культуре общения в контексте культурно-цивилизационного подхода;
• систематизировать и классифицировать предпосылки формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• выделить и охарактеризовать структурные элементы понятия «культура общения», выявить связи между ними;
• разработать целостную модель формирования культуры общения сту¬дентов гуманитарных и технологических специальностей непедагогиче¬ских вузов;
• разработать и апробировать критерии и показатели, позволяющие оце¬нить готовность студентов к позитивному общению;
Методологической основой исследования являются философские поло-жения о взаимосвязи нравственного сознания и сформированности культурного и социального опыта под влиянием социализации и воспитания (инструмента-лизм); теоретические разработки отечественной педагогики, ориентирующие теорию и практику воспитания на личностно-деятельностный подход в процес¬се формирования общественно значимых устойчивых качеств личности.
Методы исследования. Использованы следующие общенаучные и част-нонаучные методы исследования: изучение и теоретический анализ философ-ской, психологической и педагогической литературы, программной и методи-ческой документации по теме исследования; анализ и обобщение педагогиче¬ской практики по проблеме нравственного воспитания студентов; моделирова¬ние процесса формирования культуры общения в непедагогическом вузе и экс-периментальная апробация разработанной модели; тестирование, анкетирова¬ние, интервьюирование, лекции, дискуссии, коммуникативные тренинги, мо-делирование ситуаций; математические методы обработки результатов экспе-римента.
Экспериментальной базой исследования выбраны Московская государ-ственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ) и Институт международной торговли и права (ИМТП) г. Москва. В МИТХТ в эксперименте участвовали более 900 человек, а в ИМТП около 500.
Организация исследования. Исследование проводилось с 1995 года и включало три этапа.
• С 1995 по 2000 гг. на основе анализа научной литературы и педа-гогической практики определялись теоретические позиции; диагно-стировалось отношение студентов непедагогических вузов к про-блеме формирования культуры общения; разрабатывались содер-жание и методика формирующего эксперимента;
• с 2000 по 2004 проводилась повторная диагностика отношения сту-дентов к проблеме формирования культуры общения для сравни-тельного анализа и выявления динамики процесса; апробировалась разработанная модель формирования культуры общения студентов гуманитарных и технологических специальностей непедагогиче¬ских вузов;
• с 2004 по 2005 год - систематизация, обобщение и оформление ре-зультатов экспериментальной работы; формулирование теоретиче-ских выводов и практических рекомендаций.
Научная новизна исследования:
• систематизированы и классифицированы социальные, психолого-педагогические и методологические предпосылки формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• проанализирован генезис представлений о культуре общения в контексте культурно-цивилизационного подхода;
• охарактеризованы структурные элементы культуры общения как сложного системного образования и культурного феномена;
• разработана логико-содержательная модель формирования культу¬ры общения студентов непедагогических вузов, согласующая со-циальные, психолого-педагогические и организационно-управленческие факторы и направленная на упорядочение соотно-шения цели, содержания и процессуальной стороны данного фор-мирования;
• выявлены условия реализации процесса формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• определены содержание, формы и методы формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• определена структура психолого-педагогической готовности сту-дентов к позитивной коммуникации.
Теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность понятия «культура общения» как сложного, системного образования; разработана тео-ретическая модель формирования культуры общения в непедагогическом вузе, оптимизирующая процесс нравственного воспитания. Раскрыта содержатель¬ная сторона формирования культуры общения, выявлены формы, методы и ус¬ловия реализации этого процесса.
Практическая значимость исследования Разработаны и апробированы критерии, показатели и уровни психолого-педагогической готовности студен¬тов непедагогических вузов к позитивному общению. Предложены программы спецкурсов и методики тестирования степени освоения пройденной програм¬мы, которые могут быть использованы в качестве элективных и факультатив¬ных курсов и их частей в различных учебных заведениях непедагогического профиля, а результаты и выводы исследования могут послужить одним из ис¬точников для разработки целостной теории нравственного воспитания. Разра¬ботаны и опубликованы учебные и методические пособия: «Культура обще¬ния», «Этикет. История и современность», «Культура делового общения», «Практические аспекты этикета» и «Сборник практических и тестовых заданий для изучения культуры общения».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспе-чивается логикой исходных методологических положений; использованием системного подхода; сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования; подтвержде¬нием гипотезы практическими результатами диагностического и формирую¬щего экспериментов; достижением позитивных изменений в психолого¬педагогической готовности студентов к позитивному общению.
Положения, выносимые на защиту:
• Культура общения - представляет собой единство личностно-важных мировоззренческих установок, ставших внутренними убеждениями чело-века и поведения, согласованного с требованиями как морали, так и эти-кета. Культура общения представляет собой полиструктурное, динами-
ческое системное образование, в качестве подсистем которого выступа¬ют: информационная, деятельностная и психологическая. Информаци¬онная подсистема содержит когнитивный и рефлексивный компоненты. Которые подразумевают систему знаний и осмысление назначения реко¬мендованного поведения. Психологическая подсистема предполагает наличие положительной мотивации к общению (мотивационный компо¬нент), умение найти хорошее и отказаться от плохого в собеседнике (эм- патический компонент) и возможность по некоторым аспектам поведения предсказывать результаты общения (атрибуционный компонент). Дея¬тельностная подсистема отвечает за практические аспекты культуры общения. Она объединяет компонент умений и навыков и креативный компонент, воплощающий поведенческое творчество.
• Логико-содержательная модель формирования культуры общения студентов непедагогических вузов, обеспечивающая повышение эффек¬тивности данного процесса, включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический. Целевой компонент модели ориентирован на достижение готовности студентов к позитивной коммуникации на основе формирования культу¬ры общения. Целевой компонент включает комплекс задач, решение которых подразумевает, что студенты составят целостное представление о традициях и современных формах культуры общения; у них сформи¬руются нравственные основы поведения и общения; сформируется эсте¬тическое чувство в сфере поведения и общения. Содержательный ком¬понент включает необходимые знания, умения и навыки, дает установку на реализацию намеченной формирующим экспериментом цели. Содер¬жательный компонент объединяет в себе принципы, функции и содержа¬ние. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов опирается на принципы системности, преемственности и деятельности. Функциями формирования культуры общения является регуляция поведе¬ния и общения в различных сферах, социализация и адаптация. Содер¬жание отображает структуру заранее спроектированной познавательной деятельности. Процессуальный компонент модели определяет выбор форм и методов воздействия на студента, а также условия реализации формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. В качестве оптимальной системы методов мы избрали: объяснительно¬иллюстративные, совместной деятельности, проблемного обучения и репродуктивный. Контрольно-диагностический компонент модели характеризует результат процесса формирования культуры общения сту¬дентов непедагогических вузов. За критерий воспитанности принимается психолого-педагогическая готовность студентов к позитивной коммуни¬кации. Психолого-педагогическая готовность к позитивному общению объединяет в себе четыре составляющих, которые могут быть представ¬лены в виде показателей, имеющих количественное выражение.
• Условия реализации процесса формирования культуры общения пред-ставлены тремя компонентами: содержательно-регулятивными, норма¬тивно-организационными и психолого-педагогическими. Содержатель¬но-регулятивные условия - овладение комплексом знаний, включаю¬щим: историю вопроса, представления о правилах поведения и общения в стандартных жизненных ситуациях и этическую мотивацию освоения культуры общения;
Нормативно-организационные условия- формирование широкого спектра умений и навыков и практическая реализация единства формы и содержания поступка;
Психолого-педагогические условия - формирование на уровне нравст-венного сознания потребности использования нормативной системы культуры общения. Включают: 1)антропологическую составляющую, ко¬торая позволяет рассмотреть личность человека как центральную катего¬рию системы культуры общения, а назначение ее видеть в сохранении человеческого достоинства всех людей, включенных в процесс общения; 2) аксиологическую составляющую, которая дает возможность предста¬вить культуру общения как набор ценностных ориентиров, позволяющих оценить, что является истинным добром для человека; 3) телеологиче¬скую составляющую, позволяющую увидеть цель формирования культу¬ры общения в нравственном совершенствовании личности и осознать це¬лесообразность применения ее, как одного из естественных и необходи¬мых процессов действительности.
• Психолого-педагогическая готовность к позитивной коммуникации является совокупностью устойчивых качеств личности, положительного отношения к культуре общения и достаточного объема знаний умений и навыков в этой области. Структура психолого-педагогической готовности к позитивной коммуникации включает взаимосвязанные составляющие: регулятивно-правовую, этическую, этикетную и эстетическую. Регу¬лятивно-правовая представляет собой формирование мировоззренче¬ских, политических, патриотических и правовых ценностных установок личности. Для реализации этикетной составляющей необходимо обес¬печить передачу знаний и формирование умений и навыков в различ¬ных областях взаимодействия людей. Эстетическая составляющая представляет собой формирование эстетического, эмоционально¬ценностного контроля в сфере поведения и общения. Этическая состав¬ляющая - формирование нравственного контроля за поведением и об¬щением.
• Формирование культуры общения проходит как последовательное освое¬ние уровней: морального контроля (регулируется требованиями общест¬ва), нравственного контроля (регулируется внутренним самоконтролем человека) и осознанно-креативного контроля (фундамент нравственных ценностей, обеспечивающих бессознательный самоконтроль). Поскольку возникновению этого внутреннего контролера предшествуют определен¬ные этапы в формировании базовой культуры личности деление на уров¬ни представляет собой поступательное движение.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследо-вания докладывались и получили положительную оценку на научных конфе-ренциях в Московской государственной академии тонкой химической техноло¬гии им. М.В. Ломоносова в 1995, 1998, 2000, 2005 годах, в Институте филосо¬фии РАН в 2000, 2001, 2002 годах, в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете в 2004 году, в Московском государственном областном университете в 2004, 2005 годах, на Российском философском кон-грессе в МГУ в 2005 году, на Ломоносовских чтениях в МГУ в 2005.
Результаты исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве старшего преподавателя кафедры философии Москов-ской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ло-моносова и кафедры документационного обеспечения управления Института международной торговли и права.