СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА (на примере конфликта в Чеченской Республике)

Пароль для архива: chMFeqf1uERxjJF
УШАКОВ Сергей Валентинович
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА (на примере конфликта в Чеченской Республике)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук
Специальность:
23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор АВКСЕНТЬЕВ В.А.
Глава I. Теоретико-методологические 20
проблемы анализа этнополитических конфликтов
§1 Современные исследования этничности: 20
мировой и отечественный опыт
§2. Этнополитический конфликт: основные 43
теоретические концепции
§3 Социокультурные основания 65
этнополитических конфликтов
Глава II Этнополитический конфликт в 87
Чеченской Республике и его социокультурное измерение
§1 Геополитические факторы конфликта 87
идеологий на Северном Кавказе
§2. Федерализм и национальная 116
государственность Чеченской Республики: особенности этнополитического процесса
§3. Политологический анализ повседневной 135
самоорганизация социальной жизни чеченского этноса
Заключение 154
Литература 159
Актуальность темы исследования. Северокавказский регион в настоящее время отличается особым динамизмом этнополитических процессов, что обусловлено рядом объективных факторов. Среди них можно выделить важное геополитическое положение региона, чрезвычайно сложный этноконфессиональный состав его населения, особенности современного этнорегионального развития, территориальные аспекты межэтнических взаимоотношений, комплекс проблем связанных со взаимоотношениями региона и федерального центра. Немаловажным фактором является также включенность Северного Кавказа в систему трансрегиональных этнополитических отношений.
Динамика северокавказских этнополитических процессов оказывает комплексное воздействие не только на региональное, но и на геополитическое положение страны в целом. По этой причине она приобретает повышенную актуальность и требует специального и всестороннего исследования.
Многие современные исследования по этнополитическим процессам на Северном Кавказе в целом и в Чеченской Республике в частности уделяют повышенное внимание сугубо ситуативным факторам. Недостаточный учет динамизма этнополитических процессов, узость теоретической базы, редукционизм, отсутствие должного внимания к многообразию социокультурных факторов, сосредоточенность на частных аспектах региональной проблематики и текущих событиях не позволяет углубить концептуальную основу проводимых исследований, что не способствует построению целостной модели развития этнополитических процессов в данном регионе.
Практика последних лет свидетельствует, что наряду с трудностями методологического характера, слабостью эмпирической базы и
несовершенством понятийно-категориального аппарата, современные исследования этнополитических процессов испытывают недостаточность концептуально-теоретических основ. Исследовательский интерес реализуется чаще всего в рамках традиционных подходов, ограниченность которых проявляется в разобщенности этнополитических проблем на ряд самостоятельных и редко соприкасающихся друг с другом исследовательских сфер, при том, что специфика и сложность изучаемого предмета требует именно комплексности его рассмотрения. Директор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишков так характеризует сложившуюся ситуацию: «Местные специалисты часто увлечены историко-культурными и идеологическими спорами, узкогрупповой комплиментарностью или страдают недостатком кругозора и опыта в анализе актуальных проблем общественной жизни. «Центральная» наука грешит политической ангажированностью, схоластикой и радикализмом, предлагая порой утопические схемы или откровенные интеллектуальные провокации. Среди зарубежных экспертов или доминирует политический заказ тех, кто дает деньги на исследования, или установки диктуются инерцией холодной войны и эйфорией новых геополитических переустройств и нового соперничества» .
Указанные проблемы научного изучения северокавказской действительности, в частности ситуации в Чеченской Республике, предполагают необходимость разработки широкого междисциплинарного подхода в современной политической регионалистике. Поскольку ни одно из возможных традиционных объяснений причин, сущности и содержания чеченского кризиса изначально не является исчерпывающим, то совмещение различных проблемных граней существенно расширяет спектр исследовательских возможностей, но требует в свою очередь изменения или разработки новой исследовательской парадигмы. При этом рассмотрение феномена этноса, социокультурных детерминант возникновения и развития этнополитического конфликта, механизмов его социокультурной динамики представляется необходимым, как в теоретическом, так и в практическом отношении.
В современных исследованиях изучение этноса и этнополитического конфликта как социокультурного феномена представлено еще не достаточно полно. Исследование социокультурной обусловленности этнополитического конфликта позволяет углубить рефлексию в политологическом познании, в трактовке и понимании происходящих этнополитических процессов. Исследование этноса и этнополитического конфликта как социокультурного феномена способствует экспликации механизмов взаимодействия всей общественно-политической жизни этноса, обоснованию путей достижения общественно-политического консенсуса.
Степень исследованности проблемы. Социокультурная парадигма анализа политической реальности формировалась в течение второй половины ХК - ХХ вв. в рамках социологии культуры (М. Вебер, Э. Дюркгейм) , культурной антропологии (А. Кребер, Б. Рут, . П.П. Эванс-Причард) , системно¬функциональной теории (Т. Парсонс и Р. Мертон ), теории символического интеракционизма (Д. Мида ), и нашла своё отражение в трудах зарубежных политологов Г. Алмонда, С. Вербы, Ж.-М. Денкэна, М. Догана, Л. Пая. .
В отечественной политической науке в последние три десятилетия сформировалось собственное социокультурное направление в изучении политики. Ученые К.С. Гаджиев, А.И. Соловьев, Ю.С. Пивоваров, объясняют специфику российского политического процесса через культурные детерминанты, которые определяют строение, механизмы развития и форму политических явлений.
К числу наиболее разработанных в последнее время отечественных социокультурных концепций относятся исследования А.С. Ахиезера . Его концепция дает последовательное, системное описание социокультурных механизмов динамики общества, а культура рассматривается как специфическая сфера реальности, имеющая первостепенное значение для понимания механизмов исторической деятельности - от воспроизводящей общество и государственность до формирующей повседневность. Исследуемая проблема (социокультурная методология), нашла свое отражение в работах А. Моля Б.В. Бирюкова и Л.Г. Эджубова , а также и др.
Культурная антропология также концентрирует внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Возникнув в европейской мысли XIX в., и окончательно оформившись в последней четверти XIX в., культурная и социальная антропология прошла путь от изучения примитивных культур к целостному исследованию современных обществ, в том числе и политической его составляющей (Л. Уайт, М. Салинс, Д. Бидни, Ю. Стюард, и другие) .
Среди классиков западной общественной науки, внесших наиболее значительный общетеоретический вклад в разработку методологических основ этнополитических процессов и проблем национализма, являются Б. Андерсон,
О. Бауэр, Э. Геллнер, Д. Горовиц, Т. Гурр, У. Коннор, М. Манн, Дж. Ротшильд, Р. Ставенхаген, Э. Хобсбаум и др.
В 1970-19Б0-е гг. значительную долю отечественных исследований в области национально-этнических отношений составляла критика зарубежных теоретических концепций, что позволило советской научной общественности ознакомиться с состоянием конфликтологического знания в зарубежных исследованиях. Следует назвать прежде всего работы В.С. Агеева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона, С.К. Рощина, Г.У. Солдатовой, П.Н. Шихирева,
А.К. Уледова и др.
В дальнейшем отечественная этническая конфликтология сложилась из нескольких школ и направлений, существовавших к концу 1980-х гг.:
Во-первых, это историки и этнографы, изучавшие этнические конфликты в зарубежных странах и накопивших немалый объем эмпирических знаний об этнических, этнорасовых и этноконфессиональных конфликтах в разных странах мира. Это работы Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, С.Я. Козлова, С.И. Королева, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова и др..
Во-вторых, это специалисты в области национальных отношений советского периода, которые обратились к изучению этнических конфликтов в силу резкого нарастания этнической напряженности и актуализации многих ранее латентных этнических конфликтов в обществе. В этом ряду необходимо назвать имена Ю.В. Арутюняна, Э.А. Баграмова, Т.Ю. Бурмистровой, М.Н. Губогло и др..
В-третьих, это психологическая ветвь отечественного обществоведения. В постсоветский период многие из представителей психологического знания в этнологии внесли ценный вклад в развитие этнической конфликтологии, в исследование динамики этнических конфликтов, выработку мер по снижению этноконфликтной напряженности и постконфликтной реабилитации (А.О. Бороноев, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, В.Н. Павленко, П.И. Смирнов и др.) .
В-четвертых, это сформировавшееся со второй половины 1980-х гг. и в 1990-е гг. социолого-политологическое направление в отечественном обществознании (А.В. Дмитриев, Л.М. Дробижева, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, Э.А.. Паин, Л.С. Рубан, Е.И. Степанов) .
Ряд новых концептуальных положений и теоретических новаций о природе феномена этничности, основах устройства многоэтничных государств, государственного устройства России, стратегии и механизмах национальной политики выдвинут в книге В.А. Тишкова «Этнология и политика» . включившей наиболее важные статьи автора последнего десятилетия. В них анализируется природа национализма, сепаратизма и экстремизма, принципы утверждения толерантности и культуры мира, пути предотвращения конфликтов и насилия, даются оригинальные оценки общественных трансформаций в России с точки зрения социально-культурной антропологии.
Значительный интерес представляет также монография В.А. Тишкова
20
«Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны)» , которая посвящена истории и социокультурной динамике чеченского общества в условиях вооруженного конфликта. В книге нашли отражение новейшая история, культура и семейно-родственные отношения чеченцев, формирование идеологии национализма и сепаратизма, анатомия заложничества и торговли людьми, эскалация насилия, характер политического режима в этом регионе.
Авторы книги «Антропология насилия» (Отв. ред. В.В. Бочаров, В.А. Тишков) сделали попытку осмыслить насилие как социокультурный феномен и проанализировали его на опыте народов России и Кавказа, выявив традиционные для них стереотипы насильственного поведения и воспроизводство этих поведенческих моделей в современной жизни.
Вкладом в разработку теории мобилизованной этничности является фундаментальный труд М.Н. Губогло «Языки этнической мобилизации». Замысел автора - познакомить читателя с двумя направлениями исследований. С одной стороны, в книге анализируются истоки, предпосылки и механизмы этнической мобилизации, показана неоднозначная и противоречивая роль элитной и творческой интеллигенции в использовании интегрирующей силы языка и других культурно-психологических явлений, символов и мифов в подъеме национального самосознания и в национальной консолидации. С другой стороны, рассматриваются некоторые принципы и подходы в изучении двуязычия и элементов этнической идентификации, благодаря которым становится возможным осмысление сущности и значимости этнической мобилизации, а также ее влияние на формирование этнополитической ситуации.
С новейшими этнографическими, политологическими и социологическими материалами знакомит регулярно выходящий в свет коллективный сборник «Расы и народы». В статьях одного из последних - Вып. 26. (Отв. ред. С.А. Арутюнов, Ю.Д. Анчабадзе ) рассмотрены актуальные проблемы современного этнополитического и этнокультурного развития народов Северного Кавказа и Дагестана, даются прогностические оценки перспективной динамики ситуации. В частности, представлен концептуальный анализ последних событий в Чечне и высказаны предложения урегулированию конфликта.
В сборниках под ред. В.Н. Басилова и Б.Р. Логашевой «Ислам и народная культура», «Этнос и религия» рассматриваются многообразные связи между религией и культурой у народов мусульманского мира в прошлом и настоящем в таких сферах жизнедеятельности общества как религиозная практика, искусство, семья и др. Рассмотрено влияние мусульманской идеологии на образ жизни, духовную и материальную культуру народов, традиционно исповедующих ислам.
Работа «Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России» под ред. Л.М. Дробижевой посвящена смысловому наполнению межкультурных различий и этнических границ, в ней выявлены маркеры этнических границ и их значение, выделены объединяющие ценности для народов России на современном этапе и «зоны согласия» в политических и социальных ориентациях между национальностями в республиках, установлено сходство в «зонах согласия» по жизненно важным проблемам на региональном уровне, подчеркнуто значение языка как одного из факторов этнической границы и психологических реалий в возрастающем чувстве этнической солидарности у русских.
Геополитические аспекты этнополитических процессов на Северном Кавказе и Каспийского региона подробно рассматриваются в работах К.С. Гаджиева, С.С. Жильцова, И.С. Зонна, Н.П. Медведева, А.М. Ушкова и др.. Книга К. С. Гаджиева посвящена актуальным проблемам геополитики Кавказа, где впервые предпринята попытка комплексного исследования национальной безопасности России и ее отношения со странами региона. Анализируются вопросы идеологии и религии (национализм и ислам), их влияние на политику государств.
К настоящему времени на юге России, в зоне повышенной этнической конфликтности сложились несколько региональных школ этноконфликтологии..
В Ростове это исследования Л.Л. Хоперской и Г.С. Денисовой ; в Ставрополе -
28
научная школа профессоров А.В. Авксентьева и В.А. Авксентьева ; исследования С.В. Передерия и М.А. Астварцатуровой. В Краснодаре -
29
исследования В.М. Юрченко, М.В. Саввы . Конфликтологические направления сформировались в Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии (А.Б.Дзадзиев, В.Д.Дзидзоев,, А.Б. Плиев С.И. Эфендиев, Ф.С. Эфендиев ). В Карачаево-Черкесии это научное направление, возглавляемое В.Ш.
31
Нахушевым .
Вместе с тем, определенные аспекты заявленной в диссертации проблемы остаются недостаточно изученными. Это, прежде всего проблемы рассмотрения этнополитического конфликта как социокультурного феномена, механизмов его социокультурной обусловленности и социокультурной динамики, в связи с чем, представляемая работы носит отчасти инновационный характер, восполняет сложившийся пробел в исследованиях.
Объект исследования:
Объектом исследования выступает этнополитический конфликт как
социокультурный феномен.
Предмет исследования:
Предметом исследования являются механизмы социокультурной детерминации и динамики этнополитического конфликта, показанные на примере конфликта в Чеченской Республике.
Цель и задачи исследования: рассмотреть этнополитический конфликт как социокультурный феномен на примере конфликта в Чеченской Республики. В этой связи в диссертации поставлены следующие конкретные задачи:
- проанализировать теоретические аспекты традиционных подходов к анализу этноса и этнополитического конфликта, сложившиеся в зарубежной и отечественной этнологии к настоящему времени, показать их редукционизм, ограничивающий понимание этнополитического конфликта, в силу сведения реального многообразия факторов, влияющих на его динамику, к какому-либо одному основанию;
- провести анализ понятийного аппарата, используемого при изучении этноса и этнополитического конфликта как социокультурных феноменов;
- обосновать возможность «нормального» существования плюрального, не системного, не целостного социокультурного мира этноса, для чего следует сформулировать новые исходные допущения о природе социокультурной реальности;
- представить социокультурную жизнь этноса как социально и пространственно сегментированное и фрагментарное динамическое поле, в котором выделяются макро- и микродинамический уровни - от геополитики до повседневности;
- показать роль геополитической составляющей социокультурного поля этноса в конструировании этнократической идеологии в Чеченской Республике, эксплицировать внутренние интенции формирования идеологии «чеченства», раскрыть логику этнонационалистических и моноконфессиональных идеологий на Северном Кавказе в целом;
- оценить на примере Чеченской Республики роль традиционных институтов и структур власти, специфику их взаимоотношения с федеральными органами в условиях этнополитического конфликта;
- показать значение социально-культурной составляющей федерализма, призванного найти баланс между централизацией и разнообразием, в условиях набирающих темпы процессов глобализации и интернализации хозяйства;
- показать принципиальную роль концепта «повседневности» при анализе микродинамики этнополитического конфликта в Чеченской Республике, в частности проанализировать роль фольклоризации и мифологизации этнического самосознания чеченцев в кризисных условиях.
Методология исследования. Методологическим основанием исследования является социокультурный подход к анализу этнополитических процессов, реализующийся в выявлении механизмов социокультурной детерминации и динамики этнополитических конфликтов. На конкретных этапах исследования применяются конфликтологический (субъектно¬деятельностный) подход к проблеме социокультурной обусловленности этнополитических конфликтов, системный, структурно-функциональный и сравнительно-политологический анализ, в отдельных случаях феноменологический и дескриптивный подходы.
Научная новизна работы определена тем, что этнополитический конфликт в Чеченской Республике не изучен в полной мере, а также тем, что сохраняющаяся динамика этого конфликта постоянно продуцирует новые феномены, требующие адекватного и систематического научного анализа. В содержательном аспекте научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- уточнены эвристические границы традиционных подходов к анализу этнополитического конфликта и показано, что в основе этих подходов лежит принцип редукционизма при определении сущности и научном анализе данного феномена;
- обосновано положение о том, что этнополитический конфликт характеризуется изменением системы ценностей этноса относительно политических, экономических, социокультурных и других составляющих полиэтнического общества;
- выявлены особенности этнополитического пространства, характеризующегося как институциональными отношениями, так и определенными социальными ожиданиями, культурными и идеологическими установками;
- показано, что отличительной особенностью религиозно-политического терроризма в регионе выступает то обстоятельство, что он теснейшим образом связан с терроризмом национально-этнической направленности, который нередко использует «исламское прикрытие», а определение идейно¬политической базы, форм и методов деятельности «радикальных исламистов» в немалой степени происходит под внешним воздействием;
- обоснован тезис о том, что наличие противоречий между традиционным правовым устройством Чечни и федеральным законодательством свидетельствует о необходимости более гибкого подхода к вопросам правовых систем в сложном по культурному и религиозному составу населения государстве;
показана эвристическая ценность обращения в политологическом анализе к феномену «повседневности», позволяющему выявить связь архетипических установок национально-этнического сознания чеченцев с мотивацией и политическим поведением чеченского народа в условиях этнополитического конфликта.
Положения, выносимые на защиту:
Многоуровневая социокультурная модель этнополитического конфликта предполагает, что социальные и ку