Интернет магазин ювелирных изделий каталог изделий www.izumrudjewelry.ru

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИР

Пароль для архива: 8Qs4Tj266eBnNZ8
ШАКУРОВА ГУЛЬДАР РАШИТОВНА
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИР
Специальность 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук
Научный руководитель:
д.п.н. В.В.Качалов
Москва-2005
План
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования этнической идентичности
§ 1. Современные подходы к изучению этничности 26
§ 2. Этническая идентичность как вид социальной
идентичности 49
§ 3. Этническая идентичность в структуре этнического самосознания 63
Глава II. Особенности этнической идентичности современных башкир
§ 1. Методология и методика исследования 70
§ 2.Когнитивный аспект этнической идентичности современных башкир 80
§ 3. Этническая идентичность современных башкир в структуре социальной идентичности. Эмоционально-ценностное восприятие 101 этничности и стратегии межэтнического поведения современных башкир
Заключение 132
Список использованной литературы 138
Приложение 155
Введение
Актуальность темы исследования. Конец 80-х-начало 90-х годов XX века в России стало временем стремительного роста этнического самосознания её народов. Подавляемая в течение длительного времени этническая составляющая стала играть важную роль в политической и культурной жизни общества. В этот период активно проходят процессы суверенизации республик, политика по возрождению национальных культур, возвращение к своим истокам, языку. Для российского общества конца XX - начала XXI вв. характерны значительные изменения в смене идентичностей, и этническая идентичность, наравне с другими, выходит на первый план. Это отмечают и многие исследователи. «Ни одна из форм идентичностей,- как справедливо замечает М.Н.Губогло,- не приковывала
* к себе такого внимания, как этническая. В начале XXI века вновь, как и
век или полтора века тому назад, этническая идентичность заняла едва ли не центральное место в спорах между славянофилами и западниками, а в нынешней терминологии - между приморд иалистами и конструктивистами»1.
Категория этническая идентичность, по мнению ряда исследователей, обладает значительным методологическим потенциалом для научного анализа российского общества, переживающего период социальных трансформаций и кризисов, период «кризиса и смены идентичностей». По мнению МН.Губогло, «если мы не поймем менталитета граждан исторически сложившегося государства с полиэтническим составом, мы рискуем не понять ни сущности двух
*
1 Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003. С.198.
разновекторных мировых тенденций - глобализации и индивидуализации, ни тенденций смещения этничности из сферы материальной в сферу духовной культуры и далее - в сферу политики и права, ни, наконец, огромной значимости того или иного баланса идентичностей в самопознании, самовыражении и самоопределении отдельного человека и целых народов» .
В эпоху глобализации актуализируются вопросы, порождаемые временем - поиски своей идентичности; поиски себя в системе сложившихся новых структур в эпоху технологических, социальных и культурных изменений; восприятие «других» и себя другими; формирование своего «Я» и актуализация концепции «мы» и «они». Семантическое поле термина «идентичность» расширяется. Как пишет российский ученый Л.МДробижева: «Все человечество столкнулось с проблемой сочетания глобализации, универсализма и актуализации различий, в том числе национальных, этнических, расовых, религиозных. Для обществ, в которых происходят быстрые трансформации одновременно во всех сферах жизни, она стала особенно болезненной и, естественно, привлекла к себе внимание» .
Постиндустриальная эпоха привела к перестройке своих основных принципов, меняются индустриальные универсалии, на смену стандартизации приходит многообразие и плюрализм, что порождает новые соотношения этнических элементов, идет процесс децентрализации структурных связей, что ведет к построению новых связей и нового поля духовных принципов. Поворот к «многомерному человеку» - новому типу человека эпохи новых культурных изменений - ведет к порождению новых форм идентичностей .
В эпоху глобализации растет интерес и необходимость в толерантном обществе, который невозможен без понятия причин тех или иных процессов, происходящих в нашем обществе, без понятия того, какой потенциал несет в себе современное общество, невозможно предвидеть и ситуацию в целом.
Этническая идентичность в числе других идентичностей (гражданская, конфессиональная, семейная, политическая, профессиональная, гендерная и др.) в большинстве случаев в более-менее спокойной социально-политической обстановке не является доминирующей. Как правило, этническая категория составляла в наборе всех самоопределений высокий уровень в 90-е годы (когда воспоминания о национальных движениях, конфликтах, национальном самоопределении были еще очень остры). В связи с этим представляется необходимым исследование этнической идентичности башкир, проживающих в Республике Башкортостан в современный период (в начале XXI в.), и выявить степень значимости этнической идентичности в данном субъекте Российской Федерации. Республика Башкортостан является полиэтничным и поликонфессиональным регионом РФ. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Республике Башкортостан коренное население - башкиры составляют 29,75%, другими наиболее многочисленными этническими группами, проживающими в республике, являются русские (36,32%) и татары (24,13%).
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что изучение этнической идентичности необходимо проводить в тесной связи со сложившимися теориями этничности. Теоретические подходы к исследованию феномена этничности в отечественной науке были заложены в 60-70-е гг. известными советскими этнологами как: Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, В.И. Козлов, П.И.Кушнер,
Н.НЛебоксаров. В современной российской науке анализ категорий этничности, этнической идентичности осуществлялся и осуществляется такими исследователями, как: С.А.Арутюнов, Ю.В.Арутюнян,
A. О.Бороноев, Ю.В.Бромлей, И.В.Власова, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижева,
B. Н.Иванов, В.И.Козлов, И.С.Кон, ПИ.Кушнер, М.В.Крюков,
Э.С.Маркарян, В.В.Пименов, Л.С.Рубан, З.В. Сикевич, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, В.А.Тишков, С.А.Токарев, Н.НЛебоксаров, К.В.Чистов,
О.И. Шкаратан, В.А.Ядов и др.
В советский период рассмотрение этнической идентичности (национального самосознания в терминологии тех лет) рассматривалось по двум направлениям (классификация по Л.МДробижевой):
1) в качестве одного из признаков этнической общности, до 1970-х гг. не всегда рассматриваемого самостоятельно;
2) в качестве феномена жестко детерминированного экономическими, политико-культурными факторами, в рамках формационного подхода;
3) как явление, изучавшееся главным образом в концепции социально-исторического примордиализма.
Достижением этнологии 1970-80-х гг. было утверждение представлений о национальном самосознании как значимом и
самостоятельном признаке этноса,1 что имело большое значение для переписи населения. Выделялось узкое (В.И.Козлов) и широкое понимание национального самосознания (Ю.В.Бромлей, М.В.Крюков, Р.Ш. Джарылгасинова). Наиболее существенный прорыв в изучении этнической идентичности был сделан этносоциологами в 1980-е гг.
Л.М.Дробижева выделяет:
1) уровни функционирования групповой и личностный;
2) рассмотрение этнической идентичности как компоненты множественной идентичности и роли социально-профессиональной
л
идентичности как фактора ;
3) комплексное рассмотрение этнической идентичности на уровне дискурса (в том числе, с помощью контент-анализа), институциональных документов, установок и ориентаций в массовом сознании и поведении;
4) изучение в структуре этнического самосознания не только содержательных компонент, когнитивных представлений, но и эмоциональных и регулятивных.
Существенное влияние оказывали разработки социологами проблем установок и ценностных ориентаций (В.А.Ядов).
Позднее появившиеся возможности доступа и обмена с западными коллегами привели к проникновению в этносоциологию деятельностного подхода и широкому использованию теории социальной идентичности Г.Теджфела, идей гуманистической психологии (А.Маслоу, Дж. Дэвис).'
Современные подходы к понятию этнической идентичности базировались на теоретических изысканиях родоначальников- исследователей этого феномена и с открытием границ и укреплением междисциплинарных связей внесли новое видение и новые разработки в этом направлении, проявившиеся в работах Г.У.Солдатовой (Г.У.Кцоевой)^ Н.М.Лебедевой , Л.И. Науменко , С.В.Рыжовой/ Политологический аспект этнических проявлений в постсоветский период рассматривают Р.Г.Абдулатипов, М.О.Мнацаканян, Э.А.Паин, В.А.Тишков и
В современных подходах к изучению этнической идентичности доминирует социально-деятельностный подход (Э.Гидденс, А.Шюц, П.Штомпка, В.А.Ядов). Широкую перспективу открыло
распространение в социологии и этнологии (для России, прежде всего, благодаря работам В.А.Тишкова) конструктивистского и инструменталистского подхода. Благодаря этим подходам этническая идентичность практически становится основным аргументом этничности, а состояние этнической идентичности - одной из основных проблем сохранения мира в мультикультурном обществе1.