Полифония как мироощущение и индивидуальный режиссерский метод в творчестве Алексея Германа

скачать

 

Пароль для архива: AjPMKL2MkiY8ZjJ

 

Вевер Агнесса Евгеньевна

ПОЛИФОНИЯ КАК МИРООЩУЩЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ ГЕРМАНА

Специальность "Кино-, теле- и другие экранные искусства"

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель (консультант) Доктор искусствоведения, профессор Дробашенко С. В.

М о с к в а

2005

ПОЛИФОНИЯ КАК МИРООЩУЩЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ ГЕРМАНА

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1

ПРОБЛЕМА ПОЛИФОНИИ И КИНЕМАТОГРАФ

1) О сущности полифонии........................................................................... 11

2) К истории вопроса................................................................................... 14

3) Развитие концепции полифонии в искусстве кино.......................... 21

ГЛАВА 2

ПОЛИФОНИЯ КАК МИРООЩУЩЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

КИНОРЕЖИССУРЫ

1) Полифония как мироощущение............................................................. 28

2) Особенности полифонической структуры в кино................................ 32

4)......................................................................................................................... Полифония как философия кинорежиссуры...................................................................................... 38

ГЛАВА 3

ПОЛИФОНИЯ КАК РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

1) Предпосылки возникновения полифонии в творчестве Германа . . . 45

? "малая война", "негероические герои" и образы-детали................ 45

? гротескное начало и полифония........................................................... 54

2) Полифоническая организация материала на уровне драматургии . . 63

? особенности многоуровневой сюжетной структуры.......................... 63

? персонажи второго плана и их роль в полифонической системе. . 69

3) Нарративная полифония в кинематографе Германа ....................... 73

? полифоническая структура и фильм-воспоминание........................... 73

? образ рассказчика и расслоение авторской инстанции..................... 78

4) Информационная полифония как особая знаковая система . . . . 81

? полифоническое звучание пространства............................................ 81

? предметный мир и визуальные мотивы.............................................. 88

5) Особенности создания ритмической полифонии 97

? полифония внутрикадрового ритма .................................................... 97

? полифоничность звуковой партитуры .................................................... 101

6) Формирование и развитие полифонической структуры

в творчестве Германа 106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 115

БИБЛИОГРАФИЯ 134

ФИЛЬМОГРАФИЯ 139

В в е д е н и е

Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается.

Михаил Бахтин

Актуальность темы исследования.

На современном этапе развития культуры и искусства проблема полифонической смыслообразующей структуры является одной из важнейших. Принцип полифонии отражает саму суть диалогической картины мира и нового мышления человека ХХ1-го века.

Кинематограф как вид искусства чрезвычайно близок музыке, а значит организация произведения по законам полифонии ему не только не чужда, но и свойственна.

Полифония представляет собой вертикальную многоярусную структуру, которая по своему воздействию на зрителя может быть очень результативной. Построение произведения по законам полифонии, требующее высокой степени обобщения материала, свидетельствует о незаурядном таланте автора и его философском мироощущении.

К примеру, в искусстве кино полифоническую структуру можно встретить у таких мастеров, как Эйзенштейн, Феллини, Тарковский, Куросава, Годар, Осима, Рене, Иоселиани, Гринуэй.

На взгляд диссертанта, сюда же можно отнести и Алексея Германа.

Полифоническая структура в творчестве Германа находит свою реализацию на многих уровнях, усложняясь от фильма к фильму, а его картина "Хрусталев, машину!" является уникальным примером создания " комплексной" полифонии, включающей информационную, нарративную и ритмическую виды полифонии, что встречается крайне редко.

Именно после выхода этой картины все творчество Германа раскрывается в несколько ином аспекте: становится очевиден и понятен некий путь режиссера в воссоздании полифонической картины мира посредством искусства кино.

Фильм же, работу над которым режиссер вскоре закончит, также будет организован по законам полифонии.

Приняв за точку отсчета картину Германа "Хрусталев, машину!", в которой со всей полнотой находит свое воплощение полифоническая структура, автор диссертационного исследования пересматривает все творчество режиссера, стремясь найти истоки этой полифонии, пытаясь разобраться в причинах и закономерностях ее возникновения, а также стараясь определить особенности ее непосредственной реализации в кинопроизведении.

Изучение проблемы полифонической организации материала позволяет провести параллель между созданием художественного произведения режиссером и воздействием фильма на зрителя.

Исследование полифонической структуры фильма дает возможность постигнуть тонкости специфики режиссерского творчества, проследить процесс создания художественного образа в кино и сложной структуры кинопроизведения в целом.

Цель данной работы:

Изучить полифоническую структуру как один из сложнейших режиссерских методов моделирования действительности в искусстве кино.

Рассмотреть процесс становления и развития полифонической структуры в творчестве Германа, одного из интереснейших и многогранных художников современности.


Провести параллель между полифоническим мироощущением и его конкретной реализацией в кинематографическом произведении.

Объектом исследования в данной работе является процесс формирования и развития полифонической структуры в творчестве Алексея Германа.

Активная полифоническая структура реализуется у Германа, начиная с его второго самостоятельного фильма "Двадцать дней без войны".

Однако уже в первой картине режиссера слышны отголоски той виртуозной кинематографической фуги, которую он предложит зрителю в своих последующих фильмах.

Творчество Германа -- удивительный пример тонкого, глубокого полифонического мироощущения, нашедшего свою непосредственную реализацию в авторском режиссерском методе.

Материалом исследования является творчество Германа, начиная с его первого самостоятельного фильма "Проверка на дорогах" и включая все последующие картины режиссера.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Современный исследовательский подход позволяет использовать все многообразие методов теоретического и эмпирического уровней познания.

С помощью структурного анализа каждое конкретное произведение разделяется на смыслообразующие элементы, затем с помощью синтеза эти элементы объединяются в модель полифонической структуры.

Структуралистский подход и методика герменевтической интерпретации, применяемые в данном исследовании, позволяют выйти на более сложные уровни понимания полифонической структуры и ее реализации в конкретном кинопроизведении.

5

Метод философской герменевтики дает возможность провести параллель между созданием фильма по законам полифонии и его воздействием на зрителя.

Исследование полифонической структуры в фильмах Германа осуществляется на основе синтеза теории и истории кино. Проблема полифонии в искусстве кино рассматривается в культурологическом и философском контексте.

Главные направления исследования:

1) Определение сущности полифонического мироощущения в киноискусстве.

2) Установление предпосылок возникновения полифонии в искусстве кино.

3) Рассмотрение формирования и развития полифонической структуры в творчестве Германа.

4) Анализ непосредственного функционирования полифонической структуры в конкретном кинопроизведении.

5) Изучение полифонии как индивидуального режиссерского метода моделирования действительности в искусстве кино.

Научная новизна работы.

Полифоническая организация материала в искусстве кино -­малоисследованная область в современной кинотеории. По мнению автора работы, это связано с тем, что организация материала по законам полифонии требует от художника определенного уровня мышления и философского мироощущения.


Однако на современном этапе развития кино все меньше остается художников, способных предложить миру столь сложное и оригинальное видение действительности.

В связи с этим творчество Алексея Германа представляет особый интерес. Режиссер имеет свою сложившуюся концепцию киноискусства, основы которой созвучны теориям Деллюка, Базена, Тарковского.

Постигнуть все многообразие и специфику творчества режиссера с монологических позиций одноуровневых структур автору работы кажется невозможным. Здесь нужен особый подход, в основе которого лежит диалогическое мироощущение, требующее реализации в многоуровневой полифонической структуре.

О Германе писали немало, однако авторы работ предлагали, в основном, описательный, поверхностный характер исследования. Можно выделить лишь статьи М.Ямпольского, И.Шиловой, Л.Анненского Е.Марголита, Е.Стишовой, Ю.Ханютина, Л.Карахана, О.Аронсона и некоторых других. Однако монографий по-прежнему нет, лишь книга А.Липкова "Герман, сын Германа", вышедшая в 1988 году, в которой анализируется, в основном, содержательный аспект фильмов режиссера и приводятся многочисленные интервью.

Проблема полифонии в современном киноведении также практически не освещена. Существует лишь диссертация японского исследователя кино Ниси Сюсея "Полифоничность как смыслообразующая структура в нарративном кино", которая была защищена в 1998-м году. В ней автор рассматривает особенности реализации полифонии в искусстве кино на примере творчества Куросавы, Алена Рене, Тарковского и др. Однако диссертант совершенно не упоминает в этом аспекте творчество Германа.

В своем исследовании проблемы полифонии в искусстве кино автор данной диссертации опирается на труды С. Эйзенштейна, одним из первых заговорившего о полифонической организации материала в своих работах

7

"Четвертое измерение в кино", "Вертикальный монтаж", "Неравнодушная природа".

Изучением полифонической структуры занималось и литературоведение. Автор диссертационного исследования рассматривает труды М. Бахтина: "Проблемы творчества Достоевского", "Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса", а также работу музыковеда Л. Бергер "Эпистемология искусства", в которой исследуется соответствие полифонического и гомофонного стилей пространственным концепциям искусства. Обращение к данным работам помогает автору диссертационного исследования составить более точное и полное представление о функционировании полифонической структуры в искусстве кино.

В данной работе предпринимается попытка постичь тайну германовских картин через их осмысление с позиций диалогического сознания и многоуровневой полифонической структуры.

Автор работы пытается разгадать особенности функционирования сверхсложной полифонической структуры в кинопроизведении и рассмотреть полифонию как один из режиссерских методов моделирования реальности в искусстве кино.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

? Полифоническая организация материала в искусстве кино.

? Особенности реализации полифонической структуры в кинопроизведении.

? Развитие и формирование полифонии в творчестве Германа.

? Полифония как один из режиссерских методов моделирования действительности в искусстве кино.

Практическая значимость работы.

Данная работа представляет интерес как для теории кино, так и для практической деятельности. Изучение полифонической структуры в кинематографе раскрывает огромные возможности для дальнейших теоретических исследований.

Опыт анализа кинотекста с точки зрения многоуровневой вертикальной полифонической конструкции позволяет найти подход к сложным кинематографическим произведениям, анализ которых с точки зрения одноуровневых линейных структур может быть неплодотворен.

Подобный подход к кинотексту достаточно нетрадиционен, и он открывает новые перспективы для современного киноведения.

Работа представляет значительный интерес и для режиссерской практики, так как полифония в ней рассматривается как один из сложнейших режиссерских методов моделирования действительности.

Результаты исследования могут быть использованы и в педагогической деятельности в качестве руководства или практического пособия по созданию многоуровневой полифонической структуры в кино.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и фильмографии.

В первой главе данного диссертационного исследования автор работы рассматривает проблему полифонии в искусстве кино в культурологическом и эстетическом контексте. В ней дается представление о сущности полифонии, предлагается краткий исторический экскурс и рассматривается развитие концепции полифонии в теории кино.

Вторая глава включает в себя изучение особенностей функционирования полифонической структуры в киноискусстве, а также рассматривает полифонию как мироощущение и философию кинорежиссуры.

В третьей главе предлагается анализ реализации полифонической структуры в творчестве Алексея Германа. На материале картин режиссера проводится подробное исследование формирования, развития и функционирования полифонии в конкретном кинопроизведении и в искусстве кино.

Следует упомянуть, что изучение особенностей полифонической структуры в творчестве А. Германа начинается с фильма "Проверка на дорогах", так как это первая самостоятельная работа режиссера. Картина " Седьмой спутник" анализу не подвергается, поскольку ее авторство принадлежит двум режиссерам: Григорию Аронову и Алексею Герману.

Также необходимо заметить, что наиболее активно полифоническая организация материала проявляется в картинах Германа лишь начиная со второй его самостоятельной работы "Двадцать дней без войны".

Картина же режиссера "Хрусталев, машину!" на данный момент является кульминационной в творчестве Германа, знаменуя окончательный переход художника к открытой полифонической структуре, наиболее точно отражающей картину мира, предложенную режиссером.

Однако поскольку одной из целей данного исследования является определение предпосылок возникновения полифонии, изучение ее формирования и развития, автор подробно рассматривает и первую самостоятельную картину режиссера, в котором происходит становление авторского стиля Германа, и возможная полифония только угадывается.

Г л а е а 1

ПРОБЛЕМА ПОЛИФОНИИ И КИНЕМАТОГРАФ

Проблема полифонической смыслообразующей структуры поднималась в теории кино еще в первой половине прошлого столетия, о чем будет рассказано в третьем разделе данной главы. Однако кино -­достаточно молодое искусство, проблема же полифонии имеет характер универсальный, и различные исследования в этом направлении предпринимались и в других видах искусства. Опыт теории музыка и теории литературы, на взгляд диссертанта, поможет прояснить некоторые особенности функционирования полифонической структуры в искусстве кино.

Раздел 1

О СУЩНОСТИ ПОЛИФОНИИ

Полифония, как известно из теории музыки, представляет собой вид музыкального многоголосия, основанный на равноправном одновременном сочетании двух или более самостоятельных мелодических линий или голосов, выявляющих себя в контрапункте.

Полифония по своей специфике противостоит гетерофонии (от греч. heteros -- другой), которая находит свою реализацию в народной музыке и возникает в результате одновременного звучания вариантов одного напева, и гомофонии (от греч. homos -- равный, общий), представляющей собой мелодию с сопровождением.

В качестве общих элементов гомофония и полифония содержат голоса, однако, сами структурные связи этих голосов по своей природе противоположны, что формирует и различные свойства самих голосов.